Зарайск. |
Зарайск - город районного подчинения, административный |
"Если ехать из Москвы по трассе M5 (Новорязанское шоссе) и съехать на улицу Октябрьской революции, которая ведет к центру Коломны, то рядом с поворотом на Малинское шоссе можно увидеть указатель "Неупиваемая Чаша". Поворачиваем по этому указателю и по хорошей асфальтированной дороге (Малинское шоссе) едем все время прямо до деревни Субботово." (с), Геокэшинг.
В нескольких километрах недоезжая Субботово находится село Богдановка, знаменитое своим храмом Казанской иконы Божей Матери
Служители этого храма вместе с прихожанами и "создали" чудесный источник.
Местные жители и прихожане храма Казанской иконы Божей Матери (с. Богдановка) утверждают, что вода источника обладает уникальными целебными свойствами. Именно поэтому рядом с самим родником размещен специальный объект, которым вы сможете воспользоваться, если наберетесь смелости.
Кстати, по дороге к источнику можно увидеть весьма уютный погост
"Истерзана молчит моя страна, |
Первыми освоили берега реки Осетр люди каменного века 22 тысячи лет тому назад. С 1980 г., со дня открытия уникальной стоянки верхнего палеолита, и по сей день обнаруживаются следы их пребывания на нашей земле. И не какими-то отдельными предметами, а целой мастерской по обработке тысяч древних орудий труда из кремня, фрагментами жилища с хозяйственными ямами и кладовыми, зольниками, костями, бивнями, зубами мамонтов, носорогов, песцов...
Первое летописное упоминание о городе на Осетре относится к 1146 г. В эпизоде Никоновской летописи, рассказывающем о действиях внука Ярослава Мудрого - новгородского и черниговского князя Святослава, предпринятых им для освобождения томящегося в киевском плену брата Игоря, в перечне других городов мимоходом назван Осетр: "Князь же Святослав Ольгович иде в Резань и быв во Мченске, и Туле, и в Дубке на Дону и в Елце, и в Пронске, и прииде в Резань на Оку, и приде вверх по Оке, и пребыв во граде Осетре, и тамо отступи от него князь Иванко Берладник..."."В лето 6733 (1225 г.) июля в 29 день, на память святого мученика Калинника, при Великом князе Георгии Всеволодовиче Владимирском и при Великом князе Ярославе Всеволодовиче Новгородском и сыне его Александре Невском и при Великом князе Георгии Ингоревиче Рязанском перенесен бысть чудотворный Николин образ из преименитого града Корсуня, в пределы Рязанския, во область благовернаго князя Феодора Георгиевича Рязанскаго...".
Икону доставил в село Красное (тогдашний Зарайск) священник Евстафий по воле явившегося во сне святого: "Аз бо тамо хощу образом моим быти, чудеса творити и место прославити". Встречали икону, по преданию, у "предреченного места" - Белого колодца, с тех пор и поныне оставшегося святым и почитаемым местом. Сын Евстафия, тоже Евстафий, и его потомки станут летописцами ранней истории города. При Никольском храме, построенном для хранения иконы, в течение 335 лет династией корсунских священников будет создаваться выдающийся древнерусский литературный цикл "Повести о Николе Заразском".Через 12 лет, в 1237 г., рязанские земли первыми подвергнлись опустошительному татаро-монгольскому нашествию. "Повесть о разорении Рязани Батыем", входящая в вышеназванный цикл, донесли до нас легенду о гибели княгини Евпраксии. Узнав о смерти в ставке Батыя своего мужа князя Федора, "... и как услышала она смертоносные глаголы, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти...". "И оттоле то место Заразом прозвалося" - горестно восклицает летописец.
Таким образом, возможно, "зараз" (сразу) погибшая княгиня и "зараз" (в один прием) воздвигнутый на "заразах" (т.е. оврагах и кручах) город и стали поводом для названия Зарайска. За 5 веков город сменит его 15 раз."Древняя Русь не знала памятников, но один памятник в ней все же был: это памятник на месте гибели Евпраксии и ее младенца (1237 г., 1665 г., 2002 г.)" - пишет Д.С. Лихачев.Документальная история Зарайска исчисляется с начала XVI в., с присоединения его к Москве как сторожевого поста, предназначенного охранять ее южные и юго-восточные рубежи. По указу великого московского князя Василия III, отца Ивана Грозного, строится итальянскими мастерами в невиданно короткий срок, за 3 года (1528-1531 гг.) каменная крепость - кремль, дошедший до наших дней в исключительной сохранности. Кремль был построен на уровне военно-оборонительных сооружений Западной Европы того времени. Его стены и башни отличаются простотой и утилитарностью, но на то он и воин. Благородную красоту придает ему сочетание белокаменного цоколя и верха из старинного кирпича-железняка. С 1533 г., с боевого крещения, когда только что возведенная крепость остановила продвижение 40-тысячного войска "крымских людей", история кремля всецело связана с пограничной историей города. 28 июля 1541 г. воевода Назар Глебов разбил хана Сагиб-Гирея. В 1542 г. опять "многие люди крымские и иные многие мурзы" пришли к Николе Заразскому и были отогнаны воеводой Петром Пронским. 26 декабря 1551 г. было отражено вторжение ногайцев князем Дмитрием Пунковым. 21 мая 1570 г. в ночном бою под стенами крепости воевода Дмитрий Хворостинин разбил татар.Начало XVII столетия прошумело над Зарайском лихолетьем Смутного времени, оставив в летописях рассказ о беспримерном мужестве и верности зарайцев Отечеству. 30 марта 1608 г. при попытке освободить Зарайск, занятый войском польского полководца А. Лисовского полностью погиб отряд арзамасского и рязанского ополчения. В это судьбоносное время, грозившее России потерей национальной независимости, Бог и служебный долг привели в стены Зарайского кремля великого гражданина России Дмитрия Михайловича Пожарского. Будучи воеводой города-крепости (1610-1611 гг.), он отказался присягать самозванной власти, показав этим поступком пример истинного служения Отечеству, предельно четко обозначив нравственные ориентиры в хаосе тогдашних событий. Отсюда, из Зарайска, с площади, носящей теперь его имя, выступил он для освобождения Москвы, а тогда это значило - для освобождения России.
2 июня 1673 г. зарайский воевода Матвей Карандеев отразил, как оказалось потом, последнее нападение крымских татар на город. В память избавления от врага на воротах крепости им была установлена икона Казанской Божьей Матери, памятная зарайцам по смутным временам. Судьба Зарайского кремля - это судьба воина. Кремль видел под своими стенами полчища степняков, после которых, по тогдашнему поверью, сто лет трава не росла. Видел польских и литовских авантюристов, презиравших все русское. Видел самое страшное - русскую Смуту.В XVII в. закладываются основы будущей городской промышленности. Через Зарайск пролегал сухопутный Астраханский тракт, важнейшая торговая дорога между Москвой и Нижним Поволжьем, пересекаясь здесь с путем в плодородные земли, лежавшие за Тулой, по течению Дона. Город вел торговлю с 16 городами Русского государства. В XVIII - нач. XIX в. складываются знаменитые купеческие фамилии, которые в дальнейшем определили экономический потенциал города и чья деятельность позволит Зарайску занять 44 место "между губернскими городами Саратовом и Харьковом". В 1778 г. Зарайск стал уездным городом Рязанского наместничества. 20 марта 1779 г. он получил свой герб.По Екатерининскому указу 1798 г. "О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо", в числе 400; городов России Зарайск получает новый регулярный план. Он был беспощаден к древнему городу, лишая его неповторимой оригинальности и уюта. Согласно этому плану, на город легла геометрически правильная сетка улиц с кварталами, вытянутыми с севера на юг.
Два века формировалась городская застройка. В XVII-XIX вв. в городе возникает ряд учреждений административного и гражданского назначения. Это городская управа, дворянское собрание, офицерский клуб, казначейство, земство, гимназия, реальное училище, богадельня, школы, больница и др. Они размещались в зданиях XVIII-XIX вв.Ныне эти памятники находятся в различной степени сохранности.
Источники информацииhttp://veszarajsk.narod.ru/http://www.towns.ru/towns/zaraysk.html |