Ну, не Псков, а скорее, некоторые места в Псковской области.

 

Княгиня Ольга, жена киевского князя Игоря и мать князя Святослава
. С её именем связано первое упоминание о Пскове в летописи (903 год), она считается основательницей  Троицкого собора в Пскове. Благодаря её усилиям была укреплена крепость Пскова. После смерти мужа, в малолетстве сына Святослава, а затем во время его походов управляла Киевской Русью. Мудрая устроительница Русского государства была во всём первой. Около 955 года она крестилась в Византии. Став первой христианкой в русском княжеском роду, она первая начала вводить христианство на Русской земле. За свои заслуги в распространении христианства, за праведную жизнь княгиня была причислена к лику святых, и именуется православной церковью как Святая Равноапостольная Благоверная княгиня Ольга Российская. Имя княгини осталось на псковской земле в топографических и географических названиях; в самом Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, вновь восстановлена Ольгинская часовня.


Никто не может точно сказать, когда и кем был основан древнейший русский город Псков. В немногих дошедших до нас летописях и других письменных документах Псков упоминается, как большой ремесленно-торговый и военный город, уже насчитывающий немало сотен лет. "Псков же град тверд стенами, и людей бе множество в нем". А в народе из поколения в поколение передавалась легенда о прекрасной девушке - основательнице города.
...Было это давным-давно, более тысячи лет назад. На том месте, где теперь стоит город, росли дремучие непроходимые леса, в гуще которых редко появлялся человек. В двенадцати верстах от этих лесов, вверх по течению реки Великой, неподалеку от ее каменистого берега, раскинулась небольшая русская деревня. Жители ее занимались хлебопашеством, разводили скот, выращивали лен, ловили рыбу, били калеными стрелами диких зверей и собирали в изобилии растущие в лесах грибы и ягоды. Называлась эта деревня Выбуты (Лыбуты). И жила в ней дивной красоты девушка по имени Ольга,  которой суждено было стать русской княгиней. Происходила Ольга из бедной крестьянской семьи. Чтобы скопить себе на приданое, она занималась перевозом на лодке через реку Великую путников, купцов с разными товарами.
Река возле деревни Выбуты была бурной. Бежала она по многочисленным подводным камням и, разбиваясь о них, шумела и пенилась. Но это не устрашало Ольгу. От своих подруг она отличалась мужеством, силой. Ловко и уверенно вела девушка ладью через бурные пороги и ничуть не уставала, работая веслами и шестом.
Однажды к реке подошел молодой красивый витязь и любезно попросил Ольгу перевезти его на другой берег. Он взял в руки весла, помог девушке бороться с бурной рекой. Весь путь витязь не отводил взора от смущенной красавицы. А выйдя из лодки на берег, ласково спросил ее:
- Как звать-то тебя, милая девица, чья ты, откуда родом?Ольга скромно ответила. Неожиданно витязь снял со своей руки кольцо с ярким самоцветом и протянул его девушке. Прощаясь, сказал, что они еще встретятся.Долго глядела Ольга вслед молодому путнику пока тот не скрылся в густом лесу... То был Игорь, сын новгородского князя.Когда Игорю настало время выбирать себе в жены девушку, он вспомнил об Ольге и послал к ее родителям, по русскому обычаю, сватов. Простая и скромная псковитянка стала женою князя Игоря.Плыла однажды Ольга в нарядной ладье вниз по реке Великой, мимо того места, где теперь возвышается псковский Кремль. Оглядывая широкие берега, залюбовалась она высокой скалой, вершину которой украшал величественный бор.Очень понравилось молодой княгине это красивое место, возвышающееся над двумя реками. Указала Ольга своим спутникам на скалу и сказала:
- Быть здесь городу великому и славному!
После того, как появились на скалистом берегу первые постройки, стало это место в народе называться "Ольгиным городом".
...Есть и другие места, связанные с именем Ольги. Возле деревни Выбуты, в которой Ольга жила до замужества, чистоструйные родники носят название "Ольгиных ключей". А на реке Великой сохранился камень, на котором будто бы стояла Ольга и оставила след своего сафьянового сапожка. Этот камень так и зовется: "Ольгин след". Говорят, что Ольга тут некогда устраивала встречи с простыми людьми. Древний русский летописец, вспоминая княгиню Ольгу, писал, что "сени Ольги стоят в Пскове и до сего дня".

История любого региона неповторима и своеобразна, однако историческое значение Пскова и его земель общепризнанно. Именно здесь, на северо-западной окраине Руси, выковывались скрепы общенационального государства, объединившего народы Восточной Европы. История Псковской области возникла и развивается на стыке культур и цивилизаций, что и определяет ее своеобразие. Территория области была заселена славянскими племенами – кривичами и словенами ильменскими – в VI–VII веках. Освоение новых земель происходило в процессе как мирной ассимиляции местного балтского и угро-финского населения, так и вооруженных столкновений. Псков уже на рубеже XI–XII веков осознавался как один из «стольных градов» – мест пребывания представителей княжеской семьи.

Каким временем датировать обретение Псковом независимости? Современные исследователи не склонны давать однозначный ответ на этот вопрос, прежде всего потому, что абсолютно независимые, суверенные государства в эпоху средневековья были редкостью. С 1137 г. в Пскове был княжеский стол, сюда в качестве военачальников и судей приглашали князей, но они почти всегда признавали над собой суверенитет других государственных образований. До 1341 года Псков признавал суверенитет Новгорода, а в церковном отношении, находясь в каноническом подчинении новгородского архиепископа, сохранил некоторую зависимость от своего «старшего брата» и позднее. С Новгородом объединяли псковичей и общие геополитические интересы. В начале XIII века в Прибалтике складывается государство немецких рыцарей и бюргеров – Орден Меченосцев (с 1136 года – Тевтонский орден в Ливонии). С 1228 года псковичи оказываются на острие атак немецких рыцарей, а вскоре и литовских дружин. Поэтому военно-политический союз Новгорода и Пскова сохранился вопреки настроениям части местной правящей элиты. Однако с Западом Псков не только воевал, но и активно сотрудничал. Наша земля, как и Новгород, была важнейшей контактной зоной между Русью и Западной Европой. На западном сырье (цветные металлы) работало средневековое псковское ремесло, а вместе с хозяйственным импортом заимствовались и достижения культуры. Псков не был изолирован от западного влияния и обогащался опытом других народов.

Военно-политический союз Москвы и Пскова, действовавший почти полвека, оказал весомое влияние и на внутреннюю жизнь вечевого города. В 1460-х годах в Пскове проводятся административные реформы, оптимизировавшие его судебную систему. Последняя редакция наиболее полного процессуального кодекса на Руси – Псковской судной грамоты – была осуществлена при участии московских администраторов. Вечевой Псков внес существенный вклад в развитие не только политико-правовой, но и материальной культуры Руси. Далеко за пределами города были известны искусство местных ремесленников, зодчих, художников. Псковские мастера по металлообработке знали все, что было известно в прославленных ремесленных центрах западной Европы и Ближнего Востока, в том числе владели технологией изготовления высокоуглеродистой стали. Высокоразвитое эстетическое чувство было присуще всем слоям псковского населения, проявляясь в украшении массовых бытовых предметов. Но подлинного величия достигли архитектурные и художественные шедевры наших зодчих и живописцев. Самостоятельное политическое бытие Пскова не могло продолжаться вечно, прежде всего в силу объективных причин. XV–XVI столетия в Европе стали эпохой образования централизованных государств, в рамках которых вольным городам было легче защищать свои экономические интересы. Псков получил уставную жалованную грамоту, где был определен порядок наместничьего управления. Вхождение Пскова в состав Русского государства сопровождалось массовыми перемещениями населения. Выслав псковских посадников и некоторых других представителей правящей элиты на восток, в пределы бывшего Великого княжества Владимирского, великокняжеская администрация преследовала цель ликвидации почвы для местного сепаратизма. Расцвет Пскова продолжался и в XVI в., свидетельством чему, в частности, остаются для нас многие памятники архитектуры и живописи той поры. С 1516 по 1564 г. в Пскове было возведено 38 церквей, столько же, сколько за все предыдущее XV столетие. До настоящего времени храмы, построенные в первой половине XVI в., служат украшением древнего города. Псков являлся одним из крупнейших городов Русского государства, уступая лишь Москве и Новгороду. Население Пскова составляло около 30 тыс. человек, а Псковской земли – 150 тыс. жителей. В насыщенном памятниками истории современном Пскове есть чему поучиться современным россиянам, озабоченным развитием культуры и поддержанием лучших ее традиций, освоением опыта наших далеких предков. В этом отношении Псков по праву может стать опытной лабораторией, где будут продолжены в широких масштабах научные реставрации памятников древней архитектуры. Здесь могут быть апробированы практические формы активного взаимодействия Администрации области и научного сообщества, призванные способствовать познанию нашей истории, развитию нашей культуры и делу патриотического воспитания нашего народа. 

http://culture.pskov.ru/ru/history

 

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz