Рязань и область

Рязанская область расположена в центре Европейской части России. Площадь территории 39,6 тыс. кв. км. Административный центр области г. Рязань расположен в 200 км к юго-востоку от Москвы.

Главная водная артерия области — река Ока — делит территорию области на две части: северную, лесную и южную, включающую зону широколиственных лесов и лесостепи.

Климат Рязанской области умеренно континентальный. Средняя температура января -10°C, июля +20°С. В год в среднем выпадает 500 мм осадков (25-30% в виде снега).
Регион благоприятен для оздоровительного туризма и имеет развитую базу санаторно-курортных учреждений.

Рязанская земля имеет богатую историю. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первые поселения людей здесь появились 25-15 тыс. лет назад.

Предками современных рязанцев принято считать вятичей, представителей одного из славянских племен. Их проникновение на Рязанщину началось в конце I в. до н.э. В XII в. вятичи образовали самостоятельное княжество, центром которого стала Рязань (ныне археологический заповедник Старая Рязань).

В 1237 г. Рязань была разорена монголо-татарами. Несмотря на упорное сопротивление защитников, город был взят и разрушен.

В конце XIII в. центром княжества стал Переславль — Рязанский. В XIV-XV вв. это был уже крупный административный, торговый и ремесленный центр. 29 февраля 1777 г. Указом Екатерины II Переславль был переименован в Рязань и образована Рязанская губерния.

На сегодняшний день Рязанская область представляет собой сельскохозяйственный регион с развитым промышленным комплексом. Численность населения области 1329 тыс. человек, из них две трети проживает в городах, в том числе 534 тысячи в Рязани. Трудовые ресурсы области составляют 55% от всего населения, 35% всех работающих имеют высшее и среднее образование.

Города и районы области — Скопин, Михайлов, Шацк, Спасск, Сасово, Шилово, Касимов, Старожилово — привлекательны для туристов своими замечательным природными и культурными памятниками.

Рязань и Рязанская область хранят память о замечательных людях — деятелях литературы, искусства, которые родились и жили на рязанской земле. Это поэты Сергей Есенин и Яков Полонский, писатель А.С. Новиков, драматург А.Н. Афиногенов, ученые К.Э. Циолковский, И.П. Павлов, В.Ф. Уткин и многие другие.
Всласть нагулявшись во музею военной автомобильной техники мы поехали, согласно утвержденному плану поездки, в Кремль. Дорога заняла довольно много времени, поскольку в Рязани пробки оказались немногим меньше чем в Москве.
Соборная площадь хоть и выглядела пустой, но пришлось изрядно повозякаться с поиском места для парковки.

Рязанский кремль – историческое ядро города, самая древняя его часть. Поселение на этой территории существовало еще в эпоху бронзы и раннего железного века. А в конце XI века, в северной части кремлевского холма, в удобном для обороны месте возникает славянская крепость, положившая начало городу Переяславлю Рязанскому. Летописных известий о заложении города Переяславля нет, поэтому временем его основания, опираясь на сообщение из Следованной Псалтыри XV-XVI вв., считается 1095 год. Свое теперешнее название город Рязань (так он называется с 1778 года) воспринял от первой, более древней столицы Рязанского княжества – Старой Рязани, которая была разрушена татаро-монгольским нашествием в начале XIII века, в декабре 1237 года.

В настоящее время в Кремле существует комплекс различных памятников древнерусской архитектуры и архитектуры классицизма. Он создает неповторимую панораму города, придает ему особую индивидуальность и колорит. Красивый вид на кремль открывается с набережной реки Трубеж. Его величественные сооружения: успенский собор (конец XVII в ) и колокольня (XVIII-XIX вв.) имеют большое значение не только для истории русской архитектуры, но и для искусства градостроительства.
Попасть в Кремль можно преодолев глубокий ров и высокий вал. Однако, время сделало вал пологим и менее высоким (сейчас его высота 9 метров со стороны Кремля и 18 метров снаружи, от дна рва), но до сих пор кремлевский вал внушительно возвышается над прилегающей территорией.

Для удобства любопытствующих путешественников сооружен мост, ведущий к Соборной колокольне-самому позднему памятнику истории и архитектуры Кремля. Это грандиозное четырехъярусное сооружение высотой 86 метров с позолоченным почти 25-ти метровым шпилем. Колокольня выстроена в классическом стиле, и, несмотря на то, что строилась она в течение более чем 50 лет (1789-1840 гг.) по разным проектам разными архитекторами, И.О. Русско, К.А. Тоном и Н.И. Воронихиным, общая композиция колокольни с прекрасно найденными пропорциями шпиля сохранила единство и цельность выражения. Ее градостроительное значение для Рязани сравнимо со значением колокольни Ивана Великого для Москвы или построек Захарова для Санкт-Петербурга. На третьем ярусе Колокольни оборудована смотровая площадка.


К сожалению, время не пощадило наиболее ранние постройки кремля, относящиеся к XV веку - последнему периоду расцвета Рязанского княжества. Христорождественский собор (XV-XIXвв. Бывший Успенский) и Архангельский (XV- XVII вв.) дошли до наших дней с большими изменениями. За Архангельским и Христорождественским соборами расположен уникальный ансамбль памятников гражданского зодчества бывшего Архиерейского двора. Это Архиерейский дом (XVIIв.), Певческий и Консиерейский корпусы(XVIIв.), хозяйственные здания бывшего Архиерейского и Конюшенного дворов (XVII- XIX вв.), амбары (XVII в.). К юго-западу от Успенского собора находится комплекс зданий (XVII- XIX вв.) древнего Спасского монастыря, который существует на этом месте с XIV века, а на северо-восточном краю кремлевского холма виднеется небольшая двухметровая церковь святого Духа (XVII в.) - все, что осталось от монастыря того же названия основанного еще в XV веке. Многие сооружения кремля, в том числе крепостные стены и башни, стоявшие на высоких земляных валах, не сохранились, но земля кремлевская насыщена памятниками археологии.


Спасо-Преображенский собор построен на рубеже XVII-XVIII вв., (освящен в 1702 г.) Он представляет собой в плане бесстолпный четверик с трехчастной апсидой и одной главой. Так же как и Богославская церковь, он изначально имел четырехкратное покрытие. Вверху четверика проходит профилированный карниз с поясом ложных закомор. Углы четверика оформлены пучками тройных колонн. Окна украшены разными белокаменными наличниками. Собор украшен поясом полихромных изразцов, особенно на абсиде. Фасады решены так же несимметрично. Собор имеет два портала с северной и западной сторон. С этих же сторон его огибало открытое гульбище, очевидно, со столбами в виде пучков колонн, которые поддерживали аркаду.


Рядом собором расположена Гостиница знати, здание, оформленное в стиле второй половины XIX века, памятник гражданской архитектуры XVII-XIX вв. Однако в первом этаже его сохранились значительные части стен древних келий XVII века. Корпус состоит из двух разновременных построек XVIII-XIX вв., которые в начале XX в. были соединены между собой церковью во имя Иоанна Богослова. До недавнего времени здание было жилым. Здесь жил с родителями будущий писатель К.М. Симонов.

 

И собор, и гостиница расположены на территории древнейшего в городе монастыря, известного с XV в. Окружающие его стены с башнями были сооружены в середине XVIII в. В настоящее время восстановлены утраченный фрагмент стены с восточной стороны и две башни. К ограде монастыря примыкают сторожки и службы, построенные в XVII-XIX вв.

После пожара в 1647 году монастырь был заново отстроен. В 1647 году возведена Богоявленская церковь. Однако ее белокаменный подклет может быть отнесен к более раннему времени. Она построена по типу московских приходских храмов XVII века. Ее небольшой четверик с полукруглой аспидой завершается изящным пятиглавием (сами главы -первая половина XVIII века). Трапезная и особенно шатровая колокольня, расположенные несимметрично к основному объему церкви, создают приятный живописный силуэт. У юго-западного угла трапезной и колокольни просматриваются следы какого то обрушившегося каменного перехода.
В XX веке здесь размещался архив ЗАГСа администрации Рязанской области.

Церковь Богоявления расположена рядом с  новым Успенским собором - главным памятником Кремля.

Новый Успенский собор является наиболее значительным и величественным сооружением нарышкинского стиля в Рязанском кремле. В конце XVII века в связи с ростом города небольшой старый Успенский собор уже не устраивал рязанского митрополита. Кроме того, старый собор находился в очень плохом состоянии. Возникла необходимость в постройке нового. Место было выбрано к югу от древнего Успенского собора. Для строительства была расчищена площадка разобрали старую Зелейную (Пороховую) палату, остатки которой сохранились до сих пор в земле между Успенским и Христорождественским соборами.

В 1692 году собор, построенный уже до самого верха, внезапно обрушился из-за слабых грунтов и при этом уничтожил надвратную церковь Варлаама Хутынского (XVII в.) в Спасском монастыре. Вслед за этим были объявлены торги на постройку Успенского собора. В них участвовали известные зодчие конца XVII века: Осип Старцев, Яков Бухвостов, Григорий Мазухин. Торги выиграл Яков Бухвостов. В 1693 году он начал строить собор «со товарищи» Никитой Устиновым, Герасимом Ивановым и Иваном Парфеновым по образцу Успенского собора Московского Кремля, но размерами больше его. Собор Бухвостова тоже шестистолпный, с круглыми столбами.

Собор поставлен на самом высоком месте кремлевского холма. Впервые такой грандиозный объем поднят на высокий подклет. Имея форму почти куба, он завершается мощным пятиглавием, смещенным к востоку. Три пониженные апсиды еще более подчеркивают его грандиозность. Собор господствует над окружающей территорией, организует пространство города. Издали указывает на его древний центр. Собор являлся летним кафедральным храмом Рязанской епархии. Это грандиозное сооружение (площадь 1600 кв. м, высота 72 м) своими размерами превзошло почти все современные ему постройки. Успенский собор – самый значительный памятник архитектуры эпохи «нарышкинского» барокко. Уникальный памятник древнерусского искусства, он является непревзойденным образцом органичного синтеза архитектуры, скульптуры и иконописи. Шедевром, не имеющим аналогии, является резьба по белому камню порталов и наличников окон собора. Главным украшением внутреннего убранства является иконостас XVII в., высотой 27 метров, который составляют семь ярусов икон и завершающий пояс картушей. Все иконы написаны художником Николаем Соломоновым, последователем и учеником Симона Ушакова. Исключительными художественными достоинствами отличается резьба иконостаса, исполненная Сергеем Христофоровым.

Первоначальное гульбище собора утрачено. Существующее гульбище построено в XIX веке.

Совершить променад вокруг собора можно без шума и пыли, ибо гульбище надраено до блеска

длинными платьями невест, которые водятся на территории Кремля в изобилии.

Подружки же невест соревнуются в минимизации праздничных нарядов. (Наверное, они еще не успели выйти замуж и таким образом заманивают потенциальных женихов).

Другой древний собор XV века - Архангельский - был княжеской домовой церковью и служил усыпальницей рязанских архиереев (22 захоронения). В отличие от старого Успенского собора он сложен из крупного кирпича. Неоднократные пожары заставили древних зодчих почти полностью залицевать поверхность стен новым кирпичом. Одновременно перекладывались отдельные детали (окна, порталы, корзины). Это создало большие трудности для правильной датировки памятника. Собор представляет собой четырехстолпный, крестовокупольный, одноглавый храм с тремя апсидами и тремя входами.

О древности собора говорит так же глубоко ушедший в землю цоколь, повторяющий рисунок в верхней части цоколя старого Успенского собора. К сожалению, перестроена верхняя часть собора: над крещатыми столбами выложены новые подпружные арки, своды и барабан.

Дворец Олега – памятник архитектуры XVII-XVIII вв., самое большое гражданское здание Кремля, имеющее площадь 2530 кв. м. Красивое здание с цветными наличниками, барочным фронтоном и теремными окнами не только в народе, но и в специальной литературе исстари известно как «Дворец Олега».

В 1520 году последний рязанский князь был взят в плен, а через год и Рязань присоединили к Москве. Кремль Переяславля - Рязанского как административный центр княжества потерял свое значение. С этого времени начался новый этап в жизни Переяславля. Епископская кафедра из Борисоглебского собора переносится в кремль, который становится резиденцией рязанских епископов. На месте бывшего княжеского двора епископ Иона начал строить палаты для жилья, белокаменную церковь Иоанна Предтечи и разные хозяйственные сооружения. Остатки белокаменного подвала палат Ионы обнаружены при раскопках 1961 года в центре Архиерейского двора. В 1792 году губернский архитектор Иван Сулакатщев составил план «архиерейского дома».

Двор епископа Ионы в последствии был расширен и плотно застроен. От каменных сооружений этого периода почти ничего не сохранилось, кроме археологических остатков белокаменного подклита палат Ионы и части белокаменной церкви Иоанна Предчети (подплет и фрагменты первого и второго ярусов). Последние вошли в постройку нового храма Иоанна Предчети XVII века в Архангельском доме.

Каменное строительство XVII века оставило нам целый комплекс интересных в художественном отношении зданий. В 1653-1655 годах - «… архиепископ Мисаил в архиереском дворе строил каменные палаты в длину 32 сажени, поперек 6 сажень с половиною трехаршинных» (сажень 216 см), «на верху тех палат церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с трапезною». Архитектором был тот же Ю.К. Ершов. Построенный им храм Иоанна Предтечи поднимался почти до карниза третьего этажа существующего теперь Архиерейского дома и выше завершался тремя рядами кокошников в барабаном с главой.

В 1692 году «сверх крестовой и келий» Архиерейского дома костромской мастер Григорий Мазухин надстроил третий этаж с деталями нарышкинского стиля.

Задолго до надстройки третьего этажа Архирейского дома в 1658 году был сооружен Певческий корпус «длиной 12 и поперек 6 сажень». Свое название он получил от проводимых здесь спевок певчих, но основное назначение здания иное: это жилые помещения архиерейских служителей – эконома и казначея. В торцевой части корпуса с отдельным входом размещалась приемная эконома. Интересно отметить, что в середине XVII века в палатах архиепископа и в Певческом корпусе была применена, если можно так выразиться, «типовая» жилая секция, состоящая из холодных сеней и примыкающих к ним под прямым углом теплых сеней. Двери из теплых сеней вели в две изолированные кельи, расположенные рядом и выходящие окнами на главный фасад. Печи топились из сеней через специальные арочные устройства в стенах, называвшиеся каминами.

Консисторский корпус – памятник гражданской архитектуры середины XVII в. По своей архитектуре близок к Дворцу Олега и Певческому корпусу, так как построен предположительно одним и тем же архитектором Ю.К. Ершовым и составляет с ними единый ансамбль. В одном из помещений 2-го этажа здания сохранились фрагменты росписи с очень редкими сюжетами – судебными сценами.
по техническим причинам продолжение уехало сюда

http://alexzhuc.livejournal.com/#post-alexzhuc-526

 


Сделать бесплатный сайт с uCoz